ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 3
от 03 февраля 2019 г.
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ детский сад
«Алёнушка» С.В.Жукова
Приказ № 21 04 февраля 2019 г.
Положение о педагогической диагностике (мониторинге)
индивидуального развития воспитанников дошкольного возраста
1. Общие положения
1.1. Положение разработано для воспитанников дошкольного возраста муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения Родионово-Несветайского
района детский сад «Алёнушка» в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
от 29.05.2013;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования».
1.2. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования
предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится
воспитателем в рамках педагогической диагностики (мониторинга) и лежит в основе
дальнейшего планирования образовательной работы.
1.3. Настоящее положение определяет порядок проведения педагогической диагностики
(мониторинга) индивидуального развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО,
назначение, цели, задачи, параметры, критерии, показатели, способы осуществления
оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста МБДОУ детского сада
«Алёнушка».
1.4. Система оценки индивидуального развития детей, представляет собой систему
сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях
ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждении.
1.5. В МБДОУ детском саду «Алёнушка». оценка индивидуального развития детей
осуществляется по следующим направлениям развития (в соответствии с ФГОС ДО):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.6 Возрастные характеристики достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования (в соответствии с ФГОС ДО).
1.7 Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных
задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории);
- оптимизации работы с группой детей.
1.8 Оценка индивидуального развития ребенка обеспечивает эффективность реализации
основной образовательной программы уровня дошкольного образования в МБДОУ
детском саду «Алёнушка». по отношению к каждому воспитаннику и позволяет судить о
качестве образования в учреждении.
2. Цель и задачи
2.1 Цель - изучение процесса индивидуального развития детей дошкольного возраста и
выявление результативности образовательного процесса как основы педагогического
планирования и проектирования условий, необходимых для создания социальной
ситуации развития детей.
2.2 Задачи:
- Сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников;
- Изучение деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
личностных особенностей ребенка; особенностей его взаимодействия со сверстниками,
со взрослыми;
- Проведение анализа изменений в развитии воспитанников;
- Определение корректирующих мероприятий образовательного процесса в дошкольных
группах;
- Определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника.
3. Организация проведения педагогической диагностики (мониторинга)
индивидуального развития воспитанников
3.1
Педагогическая диагностика (мониторинг) оценки индивидуального развития
осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной
жизни, через беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические
ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп в течение времени
пребывания ребенка в дошкольной группе (исключая время, отведенное на сон).
3.2. Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития осуществляется
воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года
(сентябрь, май). В первом случае она помогает выявить наличный уровень деятельности, а
во втором – наличие динамики её развития.
3.3. Методической основой является пособие «Диагностика педагогического процесса в
дошкольной образовательной организации» автор-составитель Верещагина Н.В.
3.4. Для проведения оценки индивидуального развития детей педагогами МБДОУ
детского сада «Алёнушка».
подбирается комплект диагностических методик в
соответствии с направлениями детской деятельности.
Используются следующие методы:
- наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение
информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта);
- беседа;
- игровое задание;
- анализ продуктов деятельности.
объекта,
сбор
3.5. Инструментарием для педагогической диагностики служат карты оценки уровней
эффективности
педагогических
воздействий,
позволяющие
фиксировать
индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
3.6. Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития проводится
воспитателями, музыкальным руководителем, руководителем по физвоспитанию.
Оценивается уровень:
- выполняет неправильно и помощь педагога не оказывает воздействия (низший);
- частично выполняет неправильно (низкий уровень);
- выполняет частично (средний уровень);
- выполняет правильно (высокий уровень).
Также предусмотрены промежуточные уровни эффективности педагогических
воздействий: средний/высокий, низкий/средний, низший/низкий, что позволяет сделать
диагностику точнее.
3.7. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности
образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование
педагогической деятельности на следующий учебный год.
4. Контроль
4.1.Контроль проведения оценки индивидуального развития и проведение мониторинга
осуществляется заведующим посредством следующих форм:
- проведение текущего и оперативного контроля;
- организация тематического контроля;
- посещение непосредственно-образовательной деятельности, организацию режимных
моментов и других видов деятельности;
- проверка документации.
5. Отчетность
5.1 Воспитатели в конце учебного года сдают результаты проведения педагогических
наблюдений и исследований с выводами заведующему, который осуществляет
сравнительный анализ педагогической диагностики, делает вывод, определяет
рекомендации для педагогического проектирования и зачитывает на итоговом
педагогическом совете.
6. Документация
6.1 Материалы педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития:
карты индивидуального развития воспитанников, пособия для определения уровня
индивидуального развития детей дошкольного возраста хранятся у воспитателей и
обновляются по мере необходимости.
6.2 Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития детей
оформляются в единую таблицу и хранятся в методическом кабинете.